Эксперт: инновации для дорог есть, но строят по старинке |
По инф. Телеинформа |
09.02.2015 |
Большинство проблем строительства и эксплуатации автодорог можно решить с помощью инноваций. Об этом заявил в ходе круглого стола «Создание транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока: экономика, технологии, инновации» в НИ ИрГТУ профессор Анатолий Меркулов.
По мнению ученого, проблема появления инновационных продуктов в дорожном строительстве и хозяйстве, как и во всех других отраслях, заключается не в технической невозможности их разработок и внедрений, а в управленческих решениях, которые позволили бы инновациям начать работать. «Такие ведущие вузы Иркутской области, как ИрГТУ и Иркутский университет путей сообщения, имеют научные разработки и потенциал для создания новых инновационных решений. К сожалению, большинство подрядных организаций не проявляют заинтересованности в применении новых технологий, а отсутствие спроса на инновации – это основная помеха их внедрению. Особое внимание Анатолий Меркулов уделил вопросам, в решении которых может быть задействован Иркутский технический университет совместно с другими вузами и научными организациями. По его словам, необходимо создать научно-исследовательский центр дорожного строительства и содержания дорог с целью консолидации возможностей научных, проектных организаций, бизнеса, университетов и внедрения инновационных технологий и материалов в области дорожного строительства на территории Сибири и Дальнего Востока. Также Анатолий Меркулов высказал мнение по поводу нехватки профессиональных кадров в сфере дорожного строительства и хозяйства. Профессор подчеркнул, что вуз имеет достаточный потенциал и способен готовить больше специалистов-строителей автодорог, однако заказа на этих специалистов нет. «Одним из важнейших пунктов в обновленной системе образования является призыв к тесному сотрудничеству вузов с предприятиями, для которых готовятся специалисты. Это подразумевает создание базовых кафедр и программ прикладного бакалавриата, привлечение сотрудников производственных организаций к чтению отдельных дисциплин. Также необходим государственный заказ на данных специалистов, с выделением для них определенного количества целевых бюджетных мест. При этом вуз должен быть уверен, что государственный заказ будет охватывать период не менее 15 лет», – отметил Анатолий Меркулов. Также Анатолий Меркулов предложил внести поправки в отдельные законодательные акты РФ. Он озвучил идею введения механизма обязательного страхования автодороги на этапе ее строительства или реконструкции. При этом, как отметил ученый, главным органом, надзирающим за качеством выполнения дорожных работ, становятся не органы власти или строительные организации, а материально заинтересованные страховые компании. Генеральный директор НИЦ «ГипродорНИИ» (г. Екатеринбург) Владимир Дмитриев отметил, что действительно, для апробирования результатов НИОКР необходимо иметь опытную площадку, которой в Сибири на сегодняшний день нет. Также он поддержал предложения по внесению отдельных разделов в проектную документацию по долгосрочному планированию содержания дорог и многие другие. Тем не менее, главным сдерживающим фактором внедрения инноваций он назвал не отсутствие заинтересованности подрядных организаций, а недостаточное финансирование дорожного строительства и отсутствие нормативной базы, касающейся внедрения инноваций. Также Владимир Дмитриев сообщил, что силами НИЦ «ГипродорНИИ» разработана схема развития сети автомобильных дорог Иркутской области на ближайшие 15 лет. Эта схема основана на плане развития экономики региона и изучении транспортных потоков. На ее базе можно строить долгосрочные планы дорожных работ, в том числе и по внедрению инновационных технологий и материалов. Кроме того, на круглом столе выступили студенты из СНИО «Инноватика» ИрГТУ Тамара Беляевская и Павел Честнов, которые представили доклад на тему «Строительство платных автодорог до рекреационных центров Иркутской области с привлечением частных и государственных средств». Студенты отметили, что наиболее выгодный метод финансирования подобного строительства основан на государственно-частном партнерстве (ГЧП), но, к сожалению, примеров в Иркутской области они не встречали. Доклад студенческого объединения получил широкое обсуждение, в ходе которого участники круглого стола дали много полезных советов молодым исследователям.
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
|