Эксперты отрасли в Иркутске с интересом ожидают вероятного наплыва в регион девелоперов коммерческой недвижмости из столиц - не исключено их появление и на выставке «Ярмарка недвижимости» (напомним, она открывается на неделе в иркутском «Сибэкспоцентре»).
Напомним, одно из наиболее масштабных событий этого года - приближающееся открытие торгового комплекса «МЕТРО Кэш энд Керри» в Ленинском районе Иркутска, его торговая площадь составит 7500 квадратных метров. Федеральная торговая сеть сообщает, что объем инвестиций в строительство торгового комплекса составит приблизительно 20 миллионов евро. И, похоже, столичная экспансия в торговую и коммерческую недвижимость продолжится и далее; распространенная бизнес-схема, такая как продажа готового арендного бизнеса в Москве, может смениться аналогичной в городах Сибири. Причем, этот процесс может затронуть не только областные центры, но и небольшие города. Так в рамках прошедшего в сентябре Санкт-Петербурге VI Международного инвестиционного форума PROEstate одним из ключевых направлений развития рынка был назван повышающийся интерес к городам Сибири и Дальнего Востока. Как соощает пресс-служба Гильдии управляющих и девелоперов, в ближайшее время девелоперы торговой недвижимости и ритейлеры все чаще будут заявлять о выходе на рынки городов, расположенных за Уралом. При этом интерес игроков будет в основном сосредоточен не на миллионниках, а на небольших отраслевых городах, которые обладают большим потенциалом роста. Такое мнение высказала в ходе конференции «Торговая недвижимость стратегии развития ритейлеров и перспективы регионов» генеральный директор девелоперского агентства «МОЛЛ. Экспертиза & консалтинг» Мария Гурова. По ее данным, уровень обеспеченности торговыми площадями в Сибири и на Дальнем Востоке довольно высок и составляет около 560 кв. м на 1 тыс. жителей. Однако если говорить о качественных торговых площадях, то показатель снижается в разы. В связи с этим рынок торговой недвижимости данных регионов можно охарактеризовать как «бесконкурентный». Доходы местного населения эксперт считает высокими, а одной из привлекательных черт - отсутствие у местных жителей «комплекса расстояния». Эксперт полагает, что для сибиряков и дальневосточников "преодолеть 300 км, чтобы совершить покупки и сходить в кино – повсеместная практика" (заметим, к этому благолепию бы еще - приличные дороги...) Однако, сибирский рынок, кроме привлекательных сторон, по мнению эксперта, имеет и недостатки: это слабая логистика и дефицит качественных торговых площадей. Выход из ситуации эксперт видит во взаимодействии ритейлеров и региональных девелоперов. «Местные девелоперы готовы строить качественные торговые объекты, но нуждаются в руководстве. Ритейлеры же, в первую очередь, должны подумать о логистике, а при оценке объектов недвижимости не опираться на привычные стандарты – рынок Сибири и Дальнего Востока уникален, здесь каждый объект нужно рассматривать индивидуально», ‑ отмечает Мария Гурова. В качестве примера уже реализованного проекта эксперт называет торгово-развлекательный центр Oasis plaza, который открылся в сентябре 2012 года в городе Нягань (Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область). Общая площадь ТРЦ «Oasis plaza» составляет 32,2 тыс. кв. метров, арендная – 23,3 тыс. «квадратов». Как сообщает "Вслух.ру", население города Нягань – всего 55 тыс. человек, среднемесячная заработная плата – 41, 3 тыс. рублей. Отсутствие конкурирующих центров в регионе делают ТРЦ единственным подобным объектом в радиусе 350 км. Посещаемость комплекса оценивается в 200 тыс. человек в месяц. По словам Марии Гуровой, потенциал города и торгового объекта настолько высоки, что крупные федеральные и международные операторы ради участия в проекте были готовы отказаться даже от жестких форматов размера площади. Войдя в проект ТРЦ «Oasis plaza», свои флагманские магазины в югорском регионе открыли «Спортмастер», «Снежная королева», «Детский мир», New Yorker и РАЙТ. Из ключевых арендаторов также можно выделить: Mango, Adidas, Reebok, Colin’s, Ostin, Gloria Jeans, SELA, «Твое», INCITY, Л’Этуаль, Kira Plastinina, Zolla, Burger King, большая часть из которых вошла в ТРЦ с собственными магазинами.
|