Новые возможности цемента |
23.03.2010 |
Юрий Ерокин, руководитель интернет-журнала RuCEM.RU, видит в продолжающемся экономическом кризисе несколько плюсов, способных сыграть на руку цементной промышленности.
В прошлом году цементная промышленность была отброшена буквально на 5 лет назад, объём производства находился на одном уровне с 2004 годом – менее 45 млн. тонн. Цены продаж были практически равны себестоимости, загрузка мощностей составила лишь 60%. При всём этом россияне нуждаются в доступном и качественном жилье, необходимо строительство новых предприятий и инфраструктуры – дорог, мостов, тоннелей. В планах советских пятилеток была заложена потребность в цементе СССР к 1980 году до 235 млн. тонн, из них на территории России около 160 млн. На данный момент данный показатель в производстве на душу населения не менее 1 000 кг. достигнут и превышен лишь в Китае, где в прошлом году было произведено 1,6 млрд. тонн цемента. Россия отстаёт в разы. Многие страны выходили из кризисов 20 века при помощи увеличения объёмов строительства, а соответственно потребления цемента: это и США 30-х годов, и послевоенные Япония и Германия – результат, как говорится, налицо. Китай пошёл по этому пути. А что же Россия? В России как всегда – долго запрягают, но быстро едут. Сколько осталось ждать – месяц, год, 10 лет? Можно успокаивать себя мыслями типа: «у соседа тоже плохо», «приедет барин всех рассудит» и «ждать у моря погоды». Но – времени не осталось, решение должно быть принято уже сейчас, ещё один год застоя может окончательно выбить из колеи. И это решение каждый должен принять самостоятельно – ждать и плыть по течению или оказаться первым, «поймать волну» начинающегося нового подъёма. Кризис в китайском языке записывается двумя иероглифами: «вэй»: «опасность-страх», «цзи»: «возможность». Не пора ли воспользоваться возможностями ? Главным и практически единственным недостатком кризиса является отсутствие финансирования, но что удивительно при ближайшем рассмотрении в кризисе не так мало и плюсов: Подешевевший цемент требует меньше оборотных средств для пополнения запасов, многие производители готовы предоставлять цемент на условиях отсрочки платежа. Появившиеся в немалом количестве на перегретом рынке цемента 2007 года сомнительные посредники, которые вносили хаос среди потребителей, к началу 2010 года исчезли с рынка. Практически в 2 раза подешевели хопер-цементовозы, снизились цены на транспортировку цемента как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. К примеру, транспортировка цемента из Новороссийска в Сочи автоцементовозом достигала в 2007 году 2000 рублей за тонну, в прошлом году цены не превышали 800 рублей. Проблему нехватки денежных средств можно решить с появлением в кризис новых продуктов факторинговых компаний, на данный момент многие из них финансируют не только осуществлённые поставки, но и предстоящие закупки. При возникновении проблем с увеличением сроков хранения цемента и потерей им активности, отработаны технологии восстановления свойств лежалых цементов. Кризис - не повод для того чтобы сидеть сложа руки, необходимо действовать уже сейчас, но действовать грамотно, проанализировав сложившую ситуацию, трезво рассчитав свои силы и возможности. Кризис - время укрепления своего положения, возможность стать лидером в своём сегменте, будь то торговля, производство или оказание услуг на рынке цемента. Все эти вопросы будут обсуждаться на предстоящей конференции RuCEM.RU-2010: Рынок цемента в новых экономических условиях, которая состоится 4-6 мая 2010 года в отеле "Максима Панорама", г. Москва. |