Госдума приняла в третьем чтении закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он вступит в силу через 6 месяцев со дня официального опубликования. При этом нормы об административной ответственности будут применяться по истечении 1 года после опубликования закона, а нормы об уголовной ответственности - через 3 года. Подробности в материале ©БН.ру.
Законопроект направлен на закрепление системы мер по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, усиление защиты прав и законных интересов инвесторов. Следить за исполнением закона и привлекать к ответственности за нарушение нормативного акта станет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).
Этого закона рынок ждал почти 10 лет, но по различным, зачастую неведомым простым смертным причинам проект документа с огромным трудом продвигался по чиновничьим кабинетам. «Пока Россия остается заповедником для инсайдеров и манипуляторов, можно продолжать мечтать о превращении Москвы в международный финансовый центр», – говорит начальник аналитического управления «Банка Корпоративного Финансирования» Максим Осадчий. Разбирательства в отношении инсайда проводились неоднократно, но ничем не заканчивались из-за пробелов в законодательстве. В 2003 году ФКЦБ безуспешно пыталась выявить инсайдеров на рынке российских еврооблигаций, цены на которые стремительно выросли за полчаса до опубликования новости о присвоении инвестиционного рейтинга России агентством Moody's. В 2004 году за 15 минут до официального объявления о повышении рейтинга России агентством S&P начался резкий рост котировок российских бумаг.
ФСФР доказала только два случая манипулирования рынком. В 2007 году кипрский оффшор Palmaris Holding Limited был обвинен в манипулировании ценами на акции РИТЭК. С помощью фиктивных сделок этот оффшор поднял котировки РИТЭК более чем на 30%. В 2008 году в манипуляциях обвинили руководство ОАО «РичБрокерСервис». Но эти факты остаются лишь исключением из правила, согласно которому инсайдеры и манипуляторы рынка в России по-прежнему остаются безнаказанными.
За время прохождения через горнило нижней палаты Федерального Собрания он претерпел значительные изменения. В заключительной редакции из числа инсайдеров была исключена прокуратура, что вызвало массу вопросов у экспертов. Автор поправки – председатель Комитета по финансовому рынку Владислав Резник – отметил, что действующее законодательство не позволяет однозначно отнести органы прокуратуры к инсайдерам. «Прокуратура ближе к судебной власти, на что указывает ее положение в Конституции. Задача Генпрокуратуры – надзирать, а не быть поднадзорным органом», – заключил Резник. В число инсайдеров не вошли и судебные органы. В этой ситуации остается только надеяться на честность судей и прокуроров, которым наверняка чуждо желание обогатиться за счет инсайдерской информации.
Впрочем, в последнее время надзорные органы генерируют мало новостных поводов, которые теоретически могли бы оказать существенное влияние на движение котировок тех или иных бумаг. А на манипулирование рынком, как правило, способны лишь крупные, институциональные игроки со значительным объемом свободных денежных средств. В списке потенциальных инсайдеров остались руководство Центрального банка РФ, члены Национального банковского совета, руководство всех государственных служб и ведомств.
Исключение прокуратуры из числа инсайдеров – далеко не единственный пункт данного законопроекта, который вызвал споры в деловых кругах. Напомним, президент России Дмитрий Медведев даже поручил правительству учесть интересы средств массовой информации при подготовке законопроекта об инсайдерской информации. Он сообщил, что встречался с главными редакторами, которые очень обеспокоены новым законом и считают, что это будет «удавка на горле СМИ». «Я думаю, здесь есть эмоции, преувеличения, тем не менее, в этом вопросе нужно разобраться», – сказал глава государства на заседании Совета при Президенте РФ по развитию финансового рынка России.
Еще одно спорное положение закона в том, что Банк России должен раскрывать имеющуюся у него инсайдерскую информацию в общем порядке. Это обстоятельство не воодушевляет руководство ЦБ, как и право ФСФР проверять ЦБ на предмет соблюдения им закона об инсайде и манипулировании. Кроме этого ФСФР вправе отзывать у коммерческих банков лицензии, дающие право осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг, если кредитная организация нарушила законодательство при работе на фондовом рынке. Затем, предполагается, что Банк России отзовет у банка-нарушителя лицензию на банковскую деятельность.
Медиасообщество неоднократно выступало против закона. Многие полагали, что он сделает журналистов «крайними» – в частности, позволит обвинить их во влиянии на финансовую ситуацию в стране. Опасения не безосновательны. Например, американский BusinessWeek много лет считался корпоративным журналом для фондовых спекулянтов. Сразу после выхода очередного номера котировки акций компаний, которые становились фигурантами статей, претерпевали значительные изменения. В наши дни в руки журналистов зачастую действительно попадает инсайдерская информация, вопрос только в том, как «акулы пера» ее используют: для профессиональной деятельности или для получения прибыли путем манипулирования рынком. В этой ситуации стоит отметить, что каждое уважающее себя издание при заключении трудового договора с журналистом прописывает пункт о том, что сотрудник не имеет права оперировать на рынке ценных бумаг.
После того, как список потенциальных инсайдеров определен, задача ФСФР определить исчерпывающий перечень инсайдерской информации. За использование которой в УК РФ вводится ст.185.6 – «Неправомерное использование инсайдерской информации», предусматривающая ответственность в виде штрафа от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет либо лишение свободы на срок от 2 до 4 лет со штрафом в размере до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Закон вступит в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования. При этом нормы об административной ответственности будут применяться по истечении 1 года после опубликования закона, а нормы об уголовной ответственности - через 3 года после опубликования закона. Отзыв банковской лицензии у банка, нарушившего закон об инсайде, будет введен через 3 года.
|