Многие девелоперы смещают акценты на регионы |
По инф. arendator.ru |
27.04.2013 |
В 1 квартале 2013 года в России было введено 300 тыс. кв. м качественных торговых площадей, что сравнимо с показателями предыдущих лет (385 тыс. в 2012-м и 281 тыс. кв. м в 2011-м). Количество новых торговых центров сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, тогда как средняя площадь введенных объектов увеличилась с 32 тыс. до 50 тыс. кв. м. По данным компании Jones Lang LaSalle, рынок торговой недвижимости Москвы в минувшем квартале не пополнился новыми качественными площадями. При этом мы не отмечаем снижения девелоперской активности – большинство ожидающихся объектов должны выйти в середине и конце 2013 года. В случае открытия всех заявленных ТЦ годовой объем ввода в Москве составит около 300 тыс. кв. м – столько же, сколько за один квартал появилось в России в целом. Существует, однако, вероятность, что некоторые столичные проекты будут перенесены на более поздний срок, и итоговый показатель окажется ниже. Среди наиболее значимых объектов, запланированных к вводу в 2013 году, можно отметить ТЦ «Весна» в Алтуфьево и ТЦ «Рио» на Ленинском проспекте. Уровень арендных ставок и доля вакантных помещений в Москве не претерпели значительных изменений в 1-м квартале 2013 года. Максимальная ставка аренды в торговых центрах осталась на уровне 3-4,5 тыс. долл. за кв. м в год, средняя ставка аренды – на уровне 0,5-1,8 тыс. долл. за квадратный метр в год. Свободными в ТЦ Москвы остаются 2,5% площадей, а рост доли вакантных помещений ожидается не ранее 2014 года, когда рынок пополнится несколькими крупными проектами. Девелоперы продолжают расширять географию своего присутствия и развивать региональные проекты. Об этом свидетельствует тот факт, что 66% торговых площадей, запланированных к вводу в 2013-2014 годах, приходится на региональные города (исключая Московскую область). Отдельно стоит отметить, что 46% заявленных ТЦ должны появиться в городах с населением менее миллиона человек. Ритейлеры также продолжают анонсировать активные планы регионального развития. Если еще несколько лет назад торговые сети нерешительно шли на экспансию, то сейчас именно регионы, в том числе и небольшие города, становятся приоритетом для многих брендов. Свои планы развития в городах с населением менее миллиона человек подтвердили такие компании, как Leroy Merlin, Jeans Symphony, Subway. При этом не стоит забывать, что отечественные производители тоже не дремлют, например, известная российская марка "Твое". Основную массу приверженцев торговой марки ТВОЕ составляют юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет. Но если в каталог ТВОЕ заглянут их родители, сами ведущие активный здоровый образ жизни и приучившие к нему своих детей, то и для них найдется немало подходящих вещей. Тем более что бренд выпускает изделия полного размерного ряда и всевозможных расцветок. В 1-м квартале 2013 года несколько международных брендов вышли на российский рынок, дебютировав в Москве. Среди них – игроки сегмента рестораны и кафе (Марукамэ и Lavazza Espression), ювелирные изделия и аксессуары (Trollbeads), одежда (Herve Leger). В этом году мы ожидаем прихода еще нескольких крупных международных игроков, например, Marble Slab, Great American Cookies, Pretzelmaker, Blue, Nautica. |